Светомузыка от головки звукоснимателя
Японская компания DS Audio расширяет линейку оптических картриджей и выпустила более доступную модель DS-E1.
Бренд, принадлежащий японской компании Digital Stream Inc. (специализируется на разработке и производстве оптических читающих устройств), выпустил новый картридж для виниловых проигрывателей DS E1, основанный на оптическом принципе преобразования
механических колебаний в электрические. На противоположном от иглы конце иглодержателя закреплена заслонка, которая модулирует лучи, идущие от светодиода к оптическому сенсору. Эта система полностью свободна от эффекта магнитного сопротивления и влияния
внешних источников магнитного поля, и потому обеспечивает более точное считывание информации и расширенный диапазон частот. Масса головки 8,1 г, кантилевер – из алюминия, игла – с заточкой Contact Line, цвет светодиода – зеленый.
Как и другие оптические картриджи бренда, DS-E1 комплектуется собственным фонокорректором-эквалайзером. У него та же оптико-механическая система, что и у моделей DS Master 1, DS-W2 и DS-002. Разделение каналов в ней — 24 дБ, а выходной сигнал выше 500 мВ.
Снизить цену по сравнению с другими моделями удалось за счет алюминиевого иглодержателя и иглы с эллиптической заточкой. Корпус картриджа тоже изготовлен из алюминия.
В центре фонокорректора находится операционник, благодаря чему само устройство примерно в три раза меньше, чем фонокорректор, идущий в комплекте с DS-002. Также использование ОУ сильно упростило схему устройства, но при этом звук, как утверждают
разработчики, остался фирменным.
Сам картридж весит 8,1 г и давит на пластинку с усилием 1,6-1,8 г. Сопротивление фонокорректора составляет 120 Ом, а входное сопротивление предусилителя — выше 10 кОм. Фонокорректор весит 14 кг.
Оптические головки для воспроизведения винила...Что это такое и почему до сих пор мало изветны в кругах виниломанов, зацикненных на МС?
В прошлом подразделении компании Digital Stream Corporation, известной по совместным с Microsoft разработкам оптических компьютерных аксессуаров, на основе которых производились CD/DVD/Blu-Ray-приводы и мыши всемирно известных брендов, а также по созданию
интерфейса USB v.1. Но пускай подобный "цифровой компромат" в истории бренда не пугает ортодоксальных аудиофилов. Сразу следует отмести и невесть откуда взявшиеся слухи о якобы цифровом (точнее, импульсном, а еще точнее, ШИМ) принципе работы оптической
головки DS-E1. На самом деле, она аналоговая на все сто. И на удивление простая: такая же алмазная игла (эллиптической заточки у конкретно этой модели), алюминиевый иглодержатель, подвеска с демпфером - одним словом, все как у МС или ММ, только вместо катушек и
магнитов - свето- и фотодиод, между которыми практически невесомая заслонка, приводимая в движение иглодержателем.
В чем же преемущество оптического звукоснимателя перед ММ, МС или MI? Именно в невесомости заслонки, которая на порядок легче магнитов, катушек и даже крошечного кусочка мю-металла (у MI). Следовательно, это отсутствие инерции, минимальные искажения,
скорость, широкий частотный и динамический диапазон. Что и подтверждается воздушным, динамичным и полновесным звучанием DS-E1.
Еще одна особенность - в том, что для этого звукоснимателя нужен специфический корректор (не RIAA), поскольку принцип формирования сигнала здесь иной, и уровень сигнала пропорционален не мгновенной скорости колебаний, как у ММ, МС или MI, а амплитуде
отклонения заслонки от положения покоя. Отсюда линейность частотной характеристики (в отличие от любого другого звукоснимателя). И специальный корректор предлагается вместе с DS-E1. Помимо массивного блока питания с многократно избыточной емкостью
сглаживающего фильтра он оснащен также рокот-фильтром (сигнал с которого поступает на отдельный стерео-выход).
Идея оптических звукоснимателей далеко не нова. Еще полвека назад известные японские компании выпускали такие изделия, которые оценивались достаточно высоко. Но источником света в этих "динозаврах" служила лампочка накаливания. Тогда и в зачатке не было
светодиодов, тем более таких ярких и стабильных по спектру, как современные. Поэтому со временем тенденция заглохла, а лидером стала МС-технология, хотя, по мнению весьма авторитетных гуру, это было отчасти "политическое" решение: МС-головки наиболее сложны в
изготовлении, поэтому производители стали отдавать им предпочтение, чтобы вздуть цены. Соотвественно данная технология достигла наиболее высокого уровня развития, не имея достойных конкурентов со стороны ММ и тем более MI (чуть ли не единственный пример -
Grado). Но сейчас пришло время реабилитации для виниловой оптики. Недаром сам Эд Майтнер настолько проникся качеством и перспективами изделий DS Audio, что решил создать собственный корректор для этих головок. И, поскольку реализация его инициативы
затянулась на два года, видимо, "переиграть" штатный корректор DS Audio оказалось не так просто даже для таких выдающихся инженеров, ка Майтнер.
DS-E1 интересна еще и тем, что это самая доступная по цене модель DS Audio. И самая последняя, появившиеся тогда, когда компания DS Audio отшлифовала производственный цикл и максимально оптимизировала подвеску головки. Так что доступность по цене в данном
случае не означает компромисс. DS E-1 достойна самых лучших тонармов и столов, в сочетании с которыми она сразу раскрывает высочайший потенциал.