Основные моменты настройки винилового проигрывателя
По материалам: Fresh-HiFi
Проигрыватель виниловых пластинок и прост и сложен одновременно – это стоит понимать и принимать все те приятные «мучения», которые предстоит пережить до того, как первая пластинка начнёт вращаться под иглой головки звукоснимателя. Несмотря на простоту конструкции типичного проигрывателя, он представляет собой сложную электромеханическую систему, каждый из элементов которой должен быть идеально подобран по отношению к остальным – это является первым этапом приятных «мучений». Вторым этапом является настройка проигрывателя. Именно на этапе настройки проигрывателя ваша система может либо начать превосходить Ваши ожидания, либо перестать оправдывать их. Качественная настройка проигрывателя требует не только теоритических знаний, но и практического опыта, без которого все усилия могут быть напрасны. Учитывая множество всевозможных настроек и массы вариантов их сочетания между собой, появляется слишком много возможностей сделать что-либо не так, как требуется. При настройке проигрывателя в первую очередь стоит полагаться на рекомендации производителя, именно ему виднее, при каких настройках его творение зазвучит так, как планировалось при его разработке. Еcли Вы покупаете свой первый проигрыватель и ранее никогда не сталкивались с настройкой «вертушки», то не стоит рваться вперёд и бить себя кулаком в грудь, лучше в этот раз довериться специалисту салона. Этот шаг будет очень целесообразен, так как в большинстве случаев гарантирует качественную настройку и звучание, а также экономит Ваши средства на приобретение весов, тестовых пластинок, шаблонов и прочих аксессуаров, без которых настройка весьма непроста или невозможна вовсе. Тем не менее, даже начинающему слушателю винила будет полезно знать теоритические основы настройки проигрывателя для того, чтобы встать на этот путь и со временем достигнуть совершенства. К тому же, эти знания помогут немного поэкспериментировать со звучанием, а также позволят, в некоторых случаях, подстроить проигрыватель при смене головки или его переносе в другое место. Процесс настройки очень разнообразен и может отличаться в зависимости от конструкции проигрывателя, тонарма или головки (следует опираться на рекомендации производителя). Тем не менее, можно выделить основные операции, без которых обойтись не получится, именно их мы и опишем. Это базовая основа настройки LP-проигрывателя, та самая основа, от которой следует отталкиваться и совершенствовать свои навыки.
- Первым этапом настройки проигрывателя является его идеальное горизонтальное положение. Вооружившись высокоточным уровнем необходимо отрегулировать ножки проигрывателя таким образом, чтобы стол и диск проигрывателя находились в идеальном горизонтальном положении. Идеальная горизонтальность расположения стола проигрывателя должна быть перепроверена не только в продольном, но и в поперечном направлении. Даже незначительные перекосы шасси проигрывателя способны негативно отразиться на его работе и звучании. Перекос шасси способен создавать хоть и незначительную, но дополнительную нагрузку на иглу звукоснимателя, а у некоторых моделей тонармов могут возникать небольшие проблемы с точным «приземлением» иглы в желаемое место пластинки между треками. Могут возникать и иные проблемы, вместо описания которых я очередной раз скажу – выставляете шасси проигрывателя по уровню и не ищите оправданий для того, чтобы этого не делать.
2. Итак, проигрыватель стоит, теперь устанавливаем тонарм. Тонарм устанавливается на специальную площадку. У разных проигрывателей эта площадка может меть разную конструкцию. У одних она подразумевает единственный вариант крепления (без возможности передвижения основания тонарма относительно площадки), у других площадка позволяет двигать основание тонарма вперёд и назад. Вне зависимости от того, какой вариант площадки у Вас, на данном этапе ставим тонарм, не задумываясь о его положении (это мы будем делать чуть позднее). При установке тонарма пользуйтесь инструкцией производителя, так как именно она содержит информацию «что, куда сунуть» и «что, где и как закрепить».
3. Настало время установить головку звукоснимателя. Головку крепим к тонарму при помощи входящих в комплект винтов, для чего в головке и шелле тонарма предусмотрены отверстия. Внимание! На данном этапе головку крепим, но крепёжные винты не затягиваем на максимум, так как скоро мы будет корректировать установку головки, для чего вновь ослабим винты. Головка звукоснимателя соединяется с тонармом при помощи 4-х небольших проводков, одной стороной одевающихся на штырьки тонарма, другим концом на аналогичные штырьки, имеющиеся у головки. Для того, чтобы не запутаться, какой провод куда подключать, все контакты на головке и тонарме обозначены разными цветами. Достаточно просто соединить одинаковые контакты между собой, и всё готово. Очень важно, чтобы на протяжении всех этих процессов, с головки не снимался защитный колпачок, предохраняющий иглу, а сама игла не дотрагивалась до каких-либо поверхностей.
4. Тонарм стоит, звукосниматель установлен и подключен к тонарму. Теперь пора произвести предварительную установку прижимной силы звукоснимателя. Ещё раз акцентируем, что установка прижимной силы является предварительной, так как окончательную установку прижимной силы картриджа мы будем устанавливать в самом конце. Очень Важно не пропустить этот этап, потому что в следующих пунктах настройки постоянно требуется опускать иглу звукоснимателя на пластинку, и если прижимная сила будет слишком большая, то есть опасность повреждения головки. Вначале, придерживая тонарм, отрегулируйте противовес тонарма так, чтобы он уравновешивал обе части тонарма относительно опоры. Затем немного сместите груз в сторону опоры для создания незначительной прижимной силы и измерьте результат при помощи весов. Как правило, в паспорте к звукоснимателю указывается диапазон допустимой прижимной силы (например, от 0,75г до 1,75г), а также рекомендуемое её значение. Теперь, «поиграв» с противовесом и весами, отрегулируйте прижимную силу максимально близко к рекомендуемому значению в паспорте головки. Закончив это упражнение, откладываем весы в сторону, но не убираем, они ещё понадобятся.
5. Для обеспечения минимальной погрешности считывания звуковой информации требуется обеспечить строгое соответствие перемещения иглы звукоснимателя по поверхности пластинки от её внешнего края к внутреннему по строго определённой траектории. В подавляющем числе случаев эта настройка выполняется при помощи шаблона (иногда его называют транспортиром (англ. alignment protractor)), входящего в комплект поставки тонарма (или проигрывателя). Шаблоны, идущие в комплекте с проигрывателем или тонармом, зачастую, адаптированы для именно этого устройства и существенно облегчают настройку. Если же шаблона нет или он утерян, можно воспользоваться универсальным шаблоном, который можно встретить в любом салоне Hi-Fi аппаратуры. Закрепив шаблон на шпинделе проигрывателя, опускаем иглу звукоснимателя в обозначенное на шаблоне место, и при помощи продольных и поперечных линий оцениваем правильность положения тонарма и головки. Если всё правильно, то продольные линии шаблона должны идти строго параллельно тонарму (или боковым поверхностям шелла (в зависимости от вида шаблона)). Если же параллельность не идеальная, то требуется подстроить положение тонарма. Как правило, есть 2 варианта подстройки, и каждый производитель сам определяет, какой именно предоставить своему пользователю. Первый вариант: головка звукоснимателя крепится в единственно возможном положении на шелле тонарма, но есть возможность продольного перемещения тонарма относительно установочной площадки. Второй вариант: нет возможности перемещения тонарма по площадке, но есть возможность движения звукоснимателя вдоль специальных продольных отверстий шелла. Стоит отметить, что некоторые проигрыватели могут не иметь таких настроек вовсе, но это скорее плохо, чем хорошо. Когда расстояние подкорректировано и линии на шаблоне стали в строгую параллель с трубкой тонарма (или боковыми поверхностями шелла) при нахождении иглы в правильной точке шаблона, приступаем к проверке угла установки головки. Существуют и иные способы настройки этого параметра, так например транспортиры для тонармов SME ltd (например модель 309) представляют собой контур тонарма, который в случае правильной настройки полностью совпадает с очертаниями тонарма при взгляде на тонарм сверху. В каждом конкретном случае придётся ориентироваться по ситуации в зависимости от того, какой шаблон будет у вас в руках.
6. Горизонтальный угол коррекции – именно его мы будем сейчас проверять. Горизонтальный угол коррекции минимизирует погрешность слежения, ту самую, которая возникает из-за того, что головка в процессе проигрывания пластинки движется по радиусу. Горизонтальный угол коррекции равен 25 градусам и образуется одним из двух способов: либо головка ставится прямо, а на указанный угол изгибается трубка тонарма, либо тонарм прямой, но головка в шелле крепится под указанным углом.
Оба варианта изначально продумываются производителем и, казалось бы, ошибки быть не может, но человеческий фактор есть везде. Для проверки точности этого угла используется тот же шаблон (транспортир), который мы использовали в предыдущем пункте. Обратите внимание, что рядом с местом для установки иглы на шаблон имеются несколько параллельных друг другу линий, расположенных перпендикулярно трубке тонарма. Для проверки нам необходимо использовать тонкую палочку или иголку (может быть в комплекте), которая за центр крепится на «лоб» головки при помощи маленького кусочка скотча (например). После этого опускаем иголку в отведённое для неё место на поверхности транспортира и смотрим, идеально ли параллельна наша закреплённая иголка линиям на шаблоне. Если всё идеально параллельно, то манёвр удался, если есть небольшое отклонение, то ослабьте немного крепёжные винты головки и попробуйте повернуть её в нужную сторону. Как правило, хватает долей миллиметра (в некоторых конструкциях шелла эта регулировка вовсе может быть недоступна). На некоторых шаблонах (транспортирах) положение головки звукоснимателя проверяется не при помощи палочки на «лбу» головки, а по совпадению или параллельности боковых поверхностей головки линиям на шаблоне. Таким образом опять придётся ориентироваться по ситуации и имеющемуся шаблону.
7. Теперь настало время заняться регулировкой вертикального угла воспроизведения. Если в предыдущем пункте мы проверяли отклонение положения головки вправо или влево от нормы, то сейчас речь пойдёт об отклонении иглы вперёд или назад. Этот угол настраивается при помощи приподнимания или опускания основания тонарма относительно головки, опирающейся на поверхность виниловой пластинки. Чем выше поднимается основание тонарма, тем больше плоскость иглы «заваливается» назад относительно направления движения. Соответственно, чем больше опускаем основание, тем больше «заваливание» плоскости вперёд. Стоит сразу отметить, что нет точного и единого мнения, в какую сторону и насколько стоит «заваливать» иглу, и стоит ли вообще делать это, улучшит ли это итоговое звучание. Тем не менее, за основу настройки этого параметра принято брать идеально параллельное положение оси трубки тонарма относительно поверхности пластинки во время её проигрывания, при этом нижняя плоскость головки так же должна быть параллельной поверхности винила. Очень важно для настройки использовать реальную пластинку, а не опускать иглу на диск проигрывателя. Это очень важно, так как пластинка имеет свою толщину, которая при настройки параллельности оси тонарма сыграет большую роль, ведь приподнимая головку относительно основания тонарма на величину равную толщине пластинки, мы на такую же толщину должны приподнимать и основание тонарма.
8. Азимут – ещё одна настройка, требующая острого зрения и твёрдой руки. Настройка азимута представляет собой определение и исправление возможного крена головки звукоснимателя (иглы) вправо или влево относительно параллельного положения к поверхности пластинки. При правильной настройке азимута, ось иглы звукоснимателя перпендикулярна поверхности пластинки и не отклоняется вправо или влево относительно направления движения.
Для проверки азимута рекомендуется поставить иглу на небольшое зеркало и присмотреться к отражению, если при взгляде в «лоб» головки отражение кантеливера (иглодержателя) будет идеально ровным продолжением самого кантеливера, то азимут идеален. Таким же образом можно ориентироваться на отражение корпуса самой головки. Если же между кантеливером и его отражением (или же отражением корпуса головки звукоснимателя) угол будет отличаться от величины в 180 градусов, то есть проблема, которую надо устранить.
Также для определения погрешности азимута можно использовать прозрачные шаблоны.
Для устранения проблемы требуется устранить «завал» головки, для чего можно использовать специальные шайбы или иные прокладки, вставляемые между нижней частью шелла и верхней частью головки. Вставляя их с одной из сторон, корректируем положение головки и исправляем азимут. Таким образом, вертикальный угол воспроизведения (рассмотренный в предыдущем пункте) отвечает за отсутствие излишнего «заваливания» иглы вперёд или назад относительно направления движения, а азимут борется с отклонением положения иглы вправо или влево от строгого перпендикуляра.
9. Настало время настройки компенсатора скатывающей силы. Во время вращения пластинки на иглу звукоснимателя действуют разные силы, препятствующие качественному и равномерному считыванию звуковой информации. Это можно сравнить с поездкой на вращающейся карусели или резким поворотом при езде на автомобиле. В обоих случаях мы явно ощущаем силы, пытающиеся выкинуть нас в направлении внешнего радиуса поворота. Подобные силы пытаются выбросить иглу из звуковой дорожки, выбросить не получатся, но получается существенно сместить баланс прижимных сил, действующих в отношении левой и правой сторон звуковой канавки. Таким образом, одна из сторон канавки (один из каналов, левый или правый) подвергается большему воздействию, чем вторая. Это приводит не только к разности уровня громкости звучания левого и правого каналов, но и непропорционально изнашивает одну из сторон канавки виниловой пластинки. Для устранения этой проблемы используется компенсатор скатывающей силы. Компенсатор может быть выполнен как в виде подвешенного на леске груза, так и в виде пружинного устройства, встроенного в тонарм и имеющего регулирующую ручку снаружи. При выставлении уровня силы компенсации стоит опираться на рекомендации производителя, но ещё лучше на свои уши и тестовую пластинку. На пластинке находим трек – одинаковый сигнал для левого и правого каналов в виде звучания конкретной частоты. Включаем и слушаем. Чем равномернее звуковое поле и звук ближе к центру между акустическими системами – тем качественнее настроена компенсация скатывающей силы. Если звук в одном из каналов громче, чем во втором, значит компенсация настроена неверно. При сверх точных настройках используют чистый синусоидальный сигнал и осциллограф – тут уже нет шансов для ошибки.
10. Проделав операции, описанные в предыдущих пунктах, проигрыватель можно считать формально настроенными, теперь остаётся тонкая настройка на слух. Для более точной настройки проигрывателей на слух есть два параметра, «играя с которыми», можно менять характер звучания и тональный баланс. Этими параметрами являются: прижимная сила головки и вертикальный угол воспроизведения. На старте нашего эксперимента по тонкой настройке проигрывателя на слух, прижимная сила головки установлена на уровне, рекомендуемом производителем звукоснимателя, а ось тонарма и головки строго параллельны поверхности диска и пластинки. Начинать тонкую подстройку проигрывателя на слух стоит с прижимной силы. Всё просто, в пределах, обозначенных производителем звукоснимателя, постепенно отклоняемся в сторону от рекомендуемого среднего значения прижимной силы сначала в одну сторону, а потом в противоположную, и после каждого небольшого изменения слушаем музыку (желательно одну и ту же пластинку) и отмечаем произошедшие изменения. Как только звучание начинает казаться Вам самым оптимальным по всем параметрам, прекращаем манипуляции и оставляем то значение прижимной силы, которое позволило Вам услышать наиболее интересное для себя звучание. Таким же образом начинаем действовать с высотой тонарма, отвечающей за вертикальный угол воспроизведения. Постепенно приподнимаем и опускаем основание тонарма относительно среднего его положения, параллельного поверхности пластинки. Как только чувствуете, что после очередной манипуляции с высотой тонарма звучание стало для Вас более интересным, закрепляем выбранную высоту и заканчиваем настройку.
Предложенные пункты по настройке проигрывателя являются базовыми для большинства проигрывателей и тонармов, тем не менее некоторые из них могут отсутствовать у конкретной модели «вертушки» или тонарма, а, иногда, напротив, могут появляться дополнительные параметры настройки, связанные с конструкцией устройства. Так или иначе, наиболее правильно будет полагаться на рекомендации производителя.